24 мая

В галерее ремёсел Районного культурного центра находится коллекция рушников. Вспомним историю русского рушника. Зачастую бытует мнение, что слово «рушник» происходит от хорошо известного слова «рука», то есть рушник – это полотенце для рук. Однако это не так, ткань для вытирания рук называли полотенцем, рукотёркой, утиркой и даже ручником, но не рушником. Последний по сравнению с полотенцем для рук украшен более изысканным и дорогим декором: вышивка, тесьма, ленты и кружева. Таким образом, изначально рушник – оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах. То, что кусок полотна отрывали, а не отрезали, вполне логично, поскольку ткачество возникло гораздо раньше, чем появились в обиходе ножи и ножницы. Издавна рушник считался многозначным и символичным изделием. Им украшали быт, но кроме этого, рушник нёс в себе некое напоминание о родственных связях с предками. Ведь если посмотреть на вышитые узоры, то можно прочесть зашифрованную историю о жизни предков. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой смысл и имел четкое предназначение. Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня. Таким рушникам приписывали обережные, защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота. Такие рушники никогда не ткали заранее, а только в день использования в обряде. Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения. На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник, на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон. После смерти рушники сопровождали человека и при его погребении - на них несли гроб, вешали на могильный крест. На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником. Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца. «Божником» называли рушник, обрамляющий иконы. Свадебных рушников насчитывается около 40. Но главными считались всего пять: родительский рушник, союзный рушник, «божник», венчальный рушник и хлебосольный рушник. Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением. Из всего сказанного выше следует, что рушник играл в жизни славян важную роль, сопровождал человека от рождения до смерти, был важным элементом в быту и сохранился до наших дней.

В Пскове бытовали различные виды вышивки. Одна из древнейших вышивок «роспись» или полукрест. Старинные вышивки выполнялись аккуратно, тщательно. Вышивкой богато украшали полотенца, мужские и женские рубахи, передники, подзоры, рукавицы, косынки, платки. Все узоры многозначительны, неповторимы, поразительно высока техника шитья. Большое значение уделялось цветовой гамме и орнаменту. Красный цвет — любимый в русской народной вышивке. Считается, что он символизирует солнце, весну, тепло, здоровье и саму жизнь. Наиболее старинные образцы вышивки выполнены либо красными нитями по белому фону, либо белым по красному. Другие цвета стали добавляться в композиции несколько позже, но и тогда красный сохранил свою ведущую роль.

Значение цвета в славянской обережной вышивке Вышивка – один из наиболее популярных видов рукоделия. Современные мастерицы с удовольствием украшают ею множество предметов и даже вышивают картины. Для наших предков вышивка служила не только как украшение на одежде или предметах быта, а и как мощный оберег, способный защищать своего владельца от нечистой силы.

Каждый элемент и каждый используемый цвет имели свое особое значение, которое обязательно нужно было учитывать, принимаясь за работу, ведь только так вы получите оберег, а не стилизованное украшение. Первое, что стоит знать – это то, что материал, на котором будет выполняться вышивка, обязательно должен быть натуральным, например, лен, шерсть или хлопок. Подобрав материал, нужно определиться с цветом ниток:

Красный цвет узора Огненно-красные узоры символически отождествлялись со стихией огня, и вышитые умелыми руками, считались самыми сильными оберегами. Женщины вышивали красными нитками, тем самым прося у высших сил красоту, силу и защиту от сглаза. Они верили, что так в их доме всегда будет тепло и уютно, мужчина всегда будет сильным, а дети – здоровыми. Красным цветом призывали богатство, любовь, власть и благополучие в дом. Красными нитками вышивали обереги для мужчин. Считалось, что охотник с такой защитой в кармане, непременно вернется домой к семье невредимым, да еще и с мясом и шкурой животного. Существовали схемы для заживления ран и исцеления болезней, связанных с жаром или кровью. Обережная вышивка наносилась и на рубашки, которые девушки надевали под сарафан, чтобы защитить владелицу от дурного глаза соперниц и их родительниц. Как оберег для дома, красный подходит далеко не каждому: только самые удачливые хозяева, заполучив такой оберег, получат от него славу и процветание. Нельзя вышивать красным цветом Макошь – будут болеть женщины, хозяйство будет страдать от засухи и жажды.

Голубая нить Небесный цвет символизировал одухотворенность и покровительство высших сил. Его традиционно связывали с водой и гибкой женской природой (до 18 века синий и голубой считался женским цветом, а красный и розовый мужским). Обереги голубого цвета вешали в доме для того, чтобы сохранить мир и согласие в семье, прекратить раздоры и споры. Особенно часто их применяли в первый год существования молодой семьи, когда родственники, живущие под одной крышей, только-только начинали привыкать друг к другу. Голубую вышивку наносили на ночные сорочки для того, чтобы в семье появился наследник. Голубым и синим цветами нередко изображали Макошь, прося у нее дождей и чистоты, полноводности рек и озер, большого количества рыбы в них, а также защиту от смерти в воде.

Зеленый мотив Как домашний оберег вышивка зеленого цвета применялась довольно редко, потому что ее предназначением считалась защита урожая на полях и в садах от нашествия вредителей, сохранение растений свежими и зелеными. Молодые мастерицы вышивали свой платок зелеными нитями, дабы их молодость и красота сохранялись долгие годы. Зеленые обереги при себе носили лесничие, а также зажиточные люди, такие как купцы или бояре, опасавшиеся нападения разбойников или диких зверей на лесной дороге. Южные славяне чаще всего этим цветом изображали Макошь (в ипостаси Богини Живы), покровительствующую плодородию, дающую дожди и богатые урожаи. Для вышивки применялся изумрудно-зеленый цвет.

Зеленый цвет никогда не используется как оберег для домашнего очага или в любовной магии.

Синий цвет Синий цвет на ряду с голубым считался женским и символизировал благородство, достаток и покой. Чаще других его применяли северные славяне, а также племена, проживавшие рядом с большими водоемами. Этот цвет, так же, как и голубой, связывали с водой. Синие обереги рядом с постелью отпугивали кошмары. Их вешали в бане и над умывальником для того, чтобы в жилище всегда была вода. Незамужние девушки вышивали синими нитями полотно, надеясь найти мужа с мягким характером. Нельзя вешать синий оберег над столом: прогонит аппетит и привлечет болезни.

Коричневая и оранжевая вязь Коричневый и оранжевый считались цветами земли и применялись как обереги для работ на земле, защиты дома от грабителей или пожаров и сохранения домашнего очага. Вышивка с использованием этих цветов была в ходу у охотников, путешественников и скотоводов. Их можно было встретить даже на собачьих будках. Пожилые люди вешали коричневые или оранжевые обереги для того, чтобы привлечь в свой дом гостей. Если же добавить в вышивку этими цветами еще и бусины – сможете привлечь на свой участок плодородие. Использовать обережную вышивку, как и любую другую магию, нужно осмысленно и осторожно, дабы не навредить себе или своим близким. Если вы решили взяться за вышивание оберегов – делайте это разумно.

Значение орнамента. Дерево. Считалось главой русской вышивки и важным элементом узора. Это символ познания и модель мира. Оно олицетворяло мироздание: корни уходили в подземное царство, ствол означал существование на земле, а крона соответствовала небу и божествам. Поэтому дерево считалось первым символом связи с природой.

Животные. Со временем люди начали охотиться. В русской вышивке появляются изображения оленей. Знак удачного брака и обильной жизни. Когда две головы животного сведены вместе, такая вышивка обозначает небо, второе значение - мать и дочь, как порождающие живое в мире. Так возник очередной знак женского божества и плодородия.

Женщина. Вообще изображение женских фигур в старинных русских узорах встречалось очень часто. Оно использовалось, чтобы привлечь хороший урожай, защитить и размножить стадо домашних животных. Русская народная вышивка женского божества Макоши тесно связана с обрядом встречи весны.

Всадники, лошади. Кони или конники наделяются божественной силой и являются знаком неба и солнца. Они означают тепло, зимнее и летнее равноденствие. Среди всех всадников выделялся солнечный бог Даждьбог, который посылает народу солнечный свет, привлекает плодородный год.

Птицы. Распространено в русских народных мотивах изображение птиц (самым популярным является петух). Оно могло обозначать: • пробуждение природы и земли, как петух по утрам будит окружающий мир, • для отличного урожая вышивались на рушниках или кухонных предметах, • на полотенцах птица изображалась для почтения усопших, как символ души, • женщины использовали русскую вышивку двух птиц на своей одежде для счастливого брака. Растения Хмель на одежде молодых людей изображается, когда они готовы вступить в брак. Иное значение - молодость. Русская вышивка калины встречается на рушниках и сорочках. Она означает бессмертие рода и крепкие кровные узы. Лилией обозначали девичью чистоту, а виноград - символ семьи и единства.

Фотоальбом

Вернуться к новостям