16 июня 2020

Старинные аптеки. Баночки и скляночки. Фармация - от латинского "pharma" - лекарство, т. е. фармация - это наука о лекарствах. Слово "Apotheca" имеет греческое происхождение. Его первоначальное значение - специализированный либо общий магазин или склад. Однако с течением времени смысловая нагрузка менялась, и теперь это слово во всех языках обозначает учреждение здравоохранения, аптеку в современном понимании. Фармация зародилась в те давние времена, когда человек начал искать средства для исцеления своих недугов. Первое упоминание об аптеке, как о месте хранения лекарств, мы встречаем у Гиппократа (400 лет до н. э.). Клавдий Галлен (131-207 г. н. э.) говорит об аптеке, как о месте не только хранения, но и изготовления лекарственных снадобий. Первые аптеки в Европе появились в 1100 году н. э. В монастырях. Монахи готовили лекарственные средства и бесплатно отпускали их нуждающимся. В то же время впервые появились рецепты, которые начинались со слов "Cum Deo!" (С Богом!). Только спустя 100 лет в Венеции, благодаря развитию Солернской врачебной школы, стали открываться первые городские аптеки. Специалистов для них готовили распространенным в то время практическим методом, по схеме ученик-подмастерье-мастер. Прохождение этой цепочки занимало от 10 до 15 лет в зависимости от усердия и способностей обучаемого. Вплоть до конца XI столетия в Европе не было аптек как неких торговых учреждений, где можно было бы купить или заказать нужное средство. Люди создавали свои собственные "препараты", собирая и обрабатывая для этой цели растения, минералы и прочие ингредиенты. При этом найти одинаковое средство у двух разных "специалистов" было по понятным причинам невозможно: каждый из них занимался изготовлением снадобий в меру своих представлений и предпочтений.

Медицина и фармация скифов: История врачевания на Руси своими корнями уходит в глубокую древность. Еще античные и византийские писатели (Плиний старший, Геродот, Гален, Орибасиний) неоднократно сообщали о скифских врачевателях, эффективности их противоядий и снадобий - скифской травы и скифского корня (ревень), закаливании младенцев, методах врачевания и оперативного лечения травм и ран. Скифские врачеватели в период Поздней Античности славились далеко за пределами Скифии. С разделением труда у скифов возникли различные профессии, в том числе и профессия врача. Наряду с народной стала развиваться и профессиональная медицина. Скифы выращивали лекарственные растения в своих огородах и садах и знали свойства многих лекарственных растений. Многие из скифских лекарственных средств не забыты и в настоящее время. О лекарственных растениях, произрастающих в Скифии (агарик-корень, дикий лук или колхик; ревень, аконит) упоминает Диоскорид. Известно, что скифы употребляли «бобровую струю», мышьяк и другие соли, которые добывали в своей стране. Для облегчения родовой деятельности женщины носили в ожерельях яхонты. При болях в желудке употребляли измельченный камень хризолит. В 7 - 6-м вв. до н.э. в Скифии и Греции были известны скифские врачи Анахарсид и Токсарид. В то же самое время, на обширных пространствах, расположенных к северу и северо-западу от Меотиды уже жили праславянские племена - предки восточных, западных и южных славян, от которых берут свою родословную такие современные народы славянской группы, как русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, сербы и т.д. В период, предшествовавший образованию восточными славянами во многом под влиянием внешней опасности централизованного государства и принятию Русью христианства, медицинские и лекарствоведческие практики были представлены народным врачеванием - языческим кудесничеством и знахарством - от которых берет свое начало отечественная народная медицина.

Древнерусское лекарствоведение, народная медицина и лекарственные средства: Народная медицина издавна развивалась на Руси и была неотъемлемой частью языческой культуры древнерусской народности. Еще во времена язычества врачевание объединяло в себе и реальное знание целебных сил природы, и веру в ее чудодейственные тайны. Врачеватели-язычники были среди волхвов.

Врачеванием занимались ведуны, ведуньи и ведьмы, кудесники, чаровницы, ворожейки, шептуны, зелейницы, баильницы, знатоки и пр. В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу или во вред человеку. В сферу их деятельности входили: общественные магические действия, лекарское знахарство, гадания о судьбе. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. Свои врачебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну. В народной медицине условно можно выделить три компонента:

  1. Первый — обширный набор лечебных средств самой разной природы, проверенных тысячелетней практикой; многие их них после исследования современной медициной рекомендованы к применению;
  2. Второй компонент — средства и приёмы врачевания, в основе действенности которых лежит плацебо (лат. placebo — понравлюсь) — психотерапевтический эффект; имеются в виду лекарственные формы, по виду или вкусу имитирующие какое-либо лекарство, но на самом деле содержащие фармакологически нейтральные вещества. Хотя на самом деле никакого воздействия на организм плацебо не производит, почти всегда у большинства пациентов оно приносит временное облечение болезненной симптоматики. Плацебо-эффект — спутник любого врачевания, даже самого современного, но он никак не может заменить материально-консервативного или же оперативного вмешательства в поражённый организм в нужных случаях;
  3. наконец, Третий компонент народной медицины — приметы, обычаи, традиции, прилагаемые к лечению, сопутствующие ему. Например, болезни могли предвещать внешние сигналы: вой собак, крик птиц (ворон, петухов), встреча с некоторыми животными (кошка, заяц дорогу перебежали) треск в стене храма и т.д.
  1. Коренья самых разных растений — деревьев (бузины, дуба, вербы, сливы, тёрна), трав (папоротника, полыни, таволги, лопуха, змеевика, красавки, валерианы и прочих);
  2. отдельные Животные, их органы и ткани. Например, салом ежика смазывали скотину от укусов насекомых; натирали больного лихорадкой, ревматизмом; ежиную мочу подмешивали пьяницам в еду, чтобы отучить от пьянства;
  3. разные лесные и луговые ягоды. Светская медицина: Светская медицина или мирская известна на Руси со времен княжения Ярослава Мудрого - летописи того времени сообщают о существовании вольных врачей и вольной врачебной практики. В отличие от «безвозмездной» монастырской медицины, она была возмездной (т.е. платной). В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы, как русские, так и иноземные. Так, в Киеве в 11-м - 12-м вв. практиковал лечец - армянин, имя которого неизвестно. Он умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного и своей успешной практикой заслужил широкую популярность; к нему обращались князь Всеволод и его сын Владимир Мономах. В Чернигове при дворе князя Николая Давыдовича (12-й в.) служил «зело искусный» врачеватель Петр, родом сириянин (сириец). Разумеется, в основе светской медицины лежал многовековой опыт русского народного врачевания. Между разными направлениями врачевания шла борьба. Светские (мирские) врачи отграничивали себя как от монастырской медицины, так и от языческого знахарства. А набиравшая силу монастырская медицина конкурировала со светской и активно боролась с языческим врачеванием. Со временем крещения Руси «ведовство» и «волхование» были возведены в степень наказуемого антирелигиозного преступления. Христианство вступило в борьбу с язычеством и языческим врачеванием: волхвов и кудесников преследовали за «зелейничество» и «ведовство», вплоть до сожжения на костре. И все же врачевание в Древней Руси не стало церковной монополией - в период классического средневековья на Руси сохранялось как народное врачевание, так и светская (мирская) медицина. Продолжала набирать силу и распространяла свое влияние монастырская медицина. Со временем различия между этими тремя направлениями врачевания становились все более выраженными.

Фотоальбом

Вернуться к новостям