19 января

Святки — основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни — две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силой. Слово Святки происходит от старославянского «свиатки» — души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные трапезы, остатки пищи после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обязательными блюдами на торжественных трапезах были: В деревни Глембочино Зажаренные домашние кровяные колбаски. Которая состояла из: Оболочка - свиная промытая кишка. Начинка – любая крупа, пряности (сушеные травы), кровь, свиное сало (шпик).

Главным блюдом на Рождественском столе был вареный свиной нос с квашеной капустой.

Напитком на столе был «Овсяный кисель». Мололи овсяную крупу, выжимали, добавляли воду, добавляли корку хлеба и ставили на сутки в теплое место, чтобы эта смесь закисла. После того как смесь закисла ее процеживали и варили пока не загустеет. Загустевший кисель разливали по чашкам. Пока кисель был горячим его ели с жареным салом, а когда остывал ели вприкуску с молоком или сладкой водой. Такой же кисель делали и в д. Сутоки и в д.Мостище Себежского района.

Горячее блюдо «Полевка» Ржаную муку заливали теплой водой и добавляли корку хлеба, ставили в теплое место на сутки закисать. После закисания процеживали, и отставляли. В печи варили бульон из мяса или курицы, или сухой не солёной рыбы или сушеных грибов с приправами (лук, чеснок, тмин), после того как бульон был готов, помешивая вливали процеженную ржаную смесь. Варили еще несколько минут, получался жидкий суп. Ели горячим с добавлением сметаны вприкуску с картофелем, сваренным в мундирах.

В деревне Томсино

Готовили «Колбаски», на Рождество и Крещение. Для оболочки колбасы использовались промытые свиные кишки, которые набивались картофельным пюре с добавлением обжаренного лука. Обжаривали на сковороде. Готовые колбаски подавали к столу со шкварками. Для приготовления шкварок в Русской печи. В чугунке топили внутреннею прослойку жирного сала, нарезанную кусочками. После растапливания такой прослойки образовывалось жидкое сало, на котором жарили или добавляли в еду. А кусочки шкварок, которые оставались после вытапливания тоже добавляли в еду либо употребляли просто с хлебом. Рецепт рассказан Митрофановой Валентиной Петровной, которая является коренной жительницей деревни Томсино, а ей рассказала её мать.

Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд Колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, Васильев день, в Крещенский сочельник.

В деревни Дедино - рано утром в Рождество дети бегали из дома в дом, совершая в каждом доме магический обряд «посевания»: заходивших в избу детей, хозяин обсыпал зерном и сладостями. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом году.

По деревням ходили Ряженые, заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Ряженые пели песни, в которых, обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и не скупиться. А если хозяин попался скупой - то обязательно ему навредят – дрова в поленнице разбросают, телегу на крышу закинут, дверь подопрут.

В деревне Максютино Себежского района пели «Ты нас будешь хвалить - будем мы тебя дарить, а не будешь хвалить - будем мы тебя корить».

В деревне Морская Себежского района пели колядку «Где ходили, где гуляли колядовщачки» в исполнении Марии Федоровны Комаровой.

В деревне Васильково Себежский район пели колядку «Пришла Коляда вперёд Рождества» в исполнении Прасковьи Константиновны Журавлёвой.

В деревне Бондари Себежского района пели колядку «Ходили-гуляли колядовщики» в исполнении Арины Платоновны Петровой.

В деревне Горелово Себежского района пели колядку «Что у тебя, волче, хвост косматый» в исполнении Клавдия Константиновна Шабловской.

По поводу ряженых в нашем Себежском районе было небольшое различие.

В деревне Сутоки в толпе ряженых обязательно должен быть «Медведь» (выворачивали овечий тулуп наизнанку, надевали шапку ушанку).

В деревне Исаково обязательно был ряженый в костюме «Журавля» (тулуп выворачивали наизнанку, мехом наружу, в рукав вставляли и крепили Г – образную палку в виде головы Журавля») - этот журавль своим клювом стучал в окна и двери.

В деревне Максютино один из ряженых был одет в костюм «Черта» (выворачивали овечий тулуп наизнанку, мазали лицо сажей). А в деревне Мостище ряженые были Овца и Коза.

В деревне Горелово был ряженый в костюме «Волка». Вот какое разнообразие ряженых было в Себежском районе. Считали, что работать в святки категорически нельзя накажет Бог. Взрослое население деревень только на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям. Во время Святок молодые парни и девушки присматривались друг к другу. И, как правило, во время игр и гуляний узнавая, друг о друге больше зарождались будущие семьи. Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

В деревни Исаково Себежского района об одном из гаданий «Кольца трясти» нам поведала Надежда Ивановна Павлова жительница этой деревни. В одном из домов в рождественские вечера собирались женщины и молодые девушки.

Для гадания чаще всего брали шапку, в которую каждый из присутствующих клал одно из своих украшений (кольцо, сережку, брошь, пуговицу…), когда собирали украшения, пелись песни припевки, само гадание начиналось так: один человек трясёт шапку с украшениями. Все присутствующие произносят вместе слова: Кому поём, тому с добром! Кому поём, тому сбудется, Кому сбудется - не минуется! И поёт коротенькую песенку, которая предвещает ту или иную судьбу, как только песенка заканчивается, достают первую попавшуюся вещь, хозяину вещи и было адресовано пророчество, затем гадание продолжалось дальше, последнюю вещь не тащили. В песнях предрекалось богатство, нищета, замужество, расставание, рождение ребенка… Так же на Рождество в деревнях Себежского района было распространено гадание « на гребешке» (расческе) гадали на суженого. Не замужняя девушка, ложась спать в Рождественскую ночь, под подушку ложила гребешок приговаривала: «Суженый мой приди мне волосы расчесывать». Считалось, что во сне девушка увидит будущего мужа. Ещё одним из распространенных гаданий было гадание на воде и воске. В чашку с водой капали воск с горящей свечи и смотрели на получившееся изображение. А потом смотрели на застывший воск и представляли себе картину своего будущего. Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности — насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали крестом изо льда. В Крещенский Сочельник было принято соблюдать строгий пост. Конечно, хозяева приглашали в свой дом гостей, но на стол подавали только постные блюда. Еще Иоанн Креститель призывал людей окунуться в воды Иордана и крестил их. Именно поэтому на Руси стал популярен обряд купания в проруби. На Крещение вода обладает полезными свойствами, и, несмотря на холода, самые отважные люди готовы окунуться в воду, чтобы на весь год обеспечить себе крепкое здоровье. Люди, которые с верой окунаются в прорубь, ни когда не заболеют. Ночь с 18 на 19 января всегда считалась особенной. Чтобы стать свидетелем чуда, люди наливали в миску святую воду и ждали, когда она колыхнется, а затем бежали во двор, чтобы увидеть небесное сияние. Так же в деревнях Себежского района было принято набирать освященную воду и окроплять ею каждый уголок своего дома, постройки для скота, бани и другие хозяйственные постройки. А так же в саму Крещенскую ночь на всех окнах и дверях рисовали кресты для того чтобы злой дух и злые люди не могли причинить вред. Освященной водой окропляли домашний скот и птицу. Остатки воды хранили в красном углу у иконы. В течение всего года люди лечились освященной водой, но употребляли её натощак и с молитвой, её добавляли в любую простую не освященную воду, и она становилась тоже целебной. В эту Крещенскую ночь не только вода считалась целебной, но и снег, и лед. Деревенские женщины умывались таким снегом и просили, чтобы их красота сохранилась, а морщинки разгладились. Люди с больными ногами босиком ходили по снегу и недуг отступал. Лед топили и умывались всей семьей, соблюдая поочередность от старого к малому. Лежачих людей родственники, тоже окропляли святой водой, для облегчения недуга. Если в Крещенский Сочельник вам придется отказаться от изысков, то в сам праздник никаких ограничений не будет. С этого дня начинается зимний мясоед, поэтому на столе должно быть как можно больше мясных блюд.

Приметы, связанные с Крещением Если в Крещенский Сочельник много снега, значит, следующий год будет богатым и урожайным. Утром в Крещение услышать собачий лай — будет много дичи. Если ночью в Сочельник на небе звезды яркие, будет хороший урожай ягод. Много снега на Крещение – к обильному урожаю хлеба; Все сны считались вещими. Подведя итоги, к вышесказанному Себежский район один, но в нем много деревень и в каждой из них есть свои сходства и различия, хотя некоторые из деревень находятся на не большом расстоянии друг от друга.

Фотоальбом

Вернуться к новостям